Движение КСП – как это было 

 

(текст из фильма «За песней вслед») 

Фильм московского КСП 

«За песней вслед» 

МИИТ-фильм, 1980 год 

Авторы: М. Антонова, А. Атоян, В. Дахно, С. Дахно, 

А. Макаров, А. Пасечный, А. Петрусенко, М. Рождественский, 

Л. Харланович, Е. Шапиро, О. Чумаченко, А. Эпштейн

Песни в исполнении 

 ансамбля московского КСП «Берендеи»

 

Когда бы и где ни складывалось сообщество людей, ему нужны становились песни. Песня… Что же еще может так сблизить людей? Особенно если песня не придумана посторонним, хотя и одаренным человеком, а родилась здесь, среди тех, кто поет ее, собрала их чувства и мысли. И вот началась новая жизнь народной песни, и новое у нее название: самодеятельная песня. И снова песня объединяет людей. Поющая группа, ансамбль самодеятельной песни, клуб самодеятельной песни КСП и даже движение КСП. Да, именно движение. Это постепенно складывающаяся общность вкусов и взглядов, это развивающееся единение людей.

 

Тысячи людей собираются на московские слеты КСП дважды в год, весной и осенью, популярность самодеятельной песни огромна. Кроме приглашенных, столько же, а иногда и больше, приезжают сами, несмотря на секреты и запреты, в любую погоду, среди дня и ночи через буреломы и болота упрямо добираются они до зеленого зала. Их непочтительно называют хвостами, но кто же, как не они, самое яркое проявление притягательной силы движения КСП.

 

Слушание песен – лишь первая ступень участия в КСП. На второй ступени стоит исполнительство. Пусть поется пока не свое, но, пропущенное через себя, прочувствованное, оно уже не совсем чужое. Высшая ступень КСП – песенное творчество. Человек выражает в песне себя и делится этим с другими. А потом исполнитель и слушатель меняются местами. Так замыкается цепь и достигается наибольшее, что может дать самодеятельная песня. Именно это органичное слияние зала и сцены, исполнителя и слушателя, соединение ролей и дает основную жизненную силу КСП, сообщает ему ту невероятную притягательность, которой не может достигнуть концерт самых почитаемых профессионалов. Отсюда и особая роль лагеря на слете КСП. Это не просто место еды и ночевки, это главное место общения, которое многие предпочитают основному концерту слета.

 

Пока организаторы и теоретики КСП решают, может ли самодеятельная песня звучать на большом слете, такие слеты складываются сами собой. Волна слетов КСП докатилась и до БАМа. Самодеятельная песня не обнаруживает пока ни территориальных, ни тематических границ.

 

Если в Подмосковье на лесной поляне собирается 4, 8, 12 тысяч слушателей, то под Куйбышевым, в Жигулях, на слет патриотической и туристской песни имени Валерия Грушина ежегодно съезжается до 60 тысяч человек более чем из восьмидесяти городов страны.

 

Движение КСП молодо, оно еще только растет, набирает силу. Но уже надо сохранять, запоминать все, что в нем происходит. Все это станет историей, интересной и полезной для наших будущих дел. Но самое главное – нужно хранить песни. Они главный носитель мыслей, чувств и самого духа КСП. Пусть как можно шире расходятся записи, пусть самодеятельные песни звучат в квартирах, в лесу, в морском кубрике и даже в космическом корабле, везде, где соберутся близкие по духу люди. Пусть звучат песни, укрепляющие и возвышающие самое ценное на земле –  человеческое единство и братство.